6 мая в Камерном зале филармонии состоится презентация творческой программы Государственного академического Сибирского русского народного хора «Сонет российского звучания», которую коллектив будет представлять на XXVI Всемирном фольклорном фестивале под эгидой ЮНЕСКО в Бельгии и Франции.
В программу вошли лучшие произведения из золотого фонда Сибирского хора: «Матушка Россия», «Мы — сибиряки», «Троицкие гуляния», «Махонька», «Ой, мороз, мороз...», «Шумел камыш», «Ой ты, Россия». Сейчас в уютном двухэтажном особняке в тихом центре города в режиме нон-стоп идут репетиции. Коллектив готовится к зарубежным гастролям основательно, впрочем, так происходит перед каждой премьерной программой. По словам директора Сибирского хора Екатерины Ковалевой, творческая концепция коллектива за последнее время в основе своей не изменилась, хотя и претерпела существенные коррективы.
— Артисты Сибирского хора бережно относятся к тем традициям, которые в свое время развивал художественный руководитель коллектива Вячеслав Викторович Мочалов, — говорит Екатерина Федоровна. — Но в то же время мы уверены, что доставшийся нам в наследство «золотой фонд» должен обрабатываться и преподноситься публике адаптированным к современной культуре. Это вовсе не означает, что Сибирский хор вдруг запоет рэп, однако русское традиционное искусство должно быть востребовано и понятно в различных целевых группах.
Мы сегодня много работаем в молодежных, студенческих аудиториях. Нас поражает тот положительно-оптимистический эмоциональный фон, который возникает при общении студенческой аудитории с русским традиционным искусством. По словам Екатерины Федоровны, основная проблема, которая сегодня существует в русском традиционном искусстве, — это неравные условия позиционирования. Например, если человек хочет послушать классическую музыку, то он идет в филармонию, если посмотреть балет — в оперный театр. А у новосибирских коллективов, работающих в жанре русского традиционного искусства и народного художественного творчества, по-прежнему нет знакового места, где бы зрители могли приобщиться к ценностям национального культурного наследия, зритель вынужден тщательно отслеживать дислокацию концертов.
И возникла идея — объединить весь творческий ресурс русского традиционного искусства, народного творчества и концептуально близких форм досуга в едином сценическом, культурном пространстве, обозначив на базе конкретного учреждения бренд русского традиционного искусства. Идея предложена в проекте «Новосибирск — культурная столица».
— Сибирский хор сегодня переживает «перестроечный» период, — говорит Ковалева. — Почти на 70 процентов поменялся состав коллектива, пришли молодые вокалисты. Для создания новых ярких программ артисты осваивают разные исполнительские манеры. При подготовке программы «Казаки не простаки, вольные ребята» мы консультировались со специалистами Центра сибирского казачества. На мой взгляд, программа получилась очень яркая и самобытная.
Недавно коллектив создал новую программу «Васильковая лира души», в которую вошли популярные лирические песни: «Сронила колечко», «Куда бежишь, тропинка милая», «Расцвела под окошком». Как известно, народная лирика оказывает удивительное влияние на эмоциональное состояние людей, поэтому программу принимают великолепно. Все, чем коллектив сегодня занимается, — это творческий эксперимент. Представляя свои новые программы, мы работаем с аудиторией, пробуем эмоциональное поле, вычисляем, насколько зритель, сидящий в зале, готов воспринимать народную песню. Оказывается, несмотря на трудности кризисного периода — готов.
На XXVI Всемирном фольклорном фестивале Сибирский хор будет единственным коллективом, представляющим Россию. Фестиваль стартует в Бельгии, затем переместится на концертные площадки Франции. В течение месяца Сибирский хор даст 13 сольных концертов и примет участие в 12 сводных концертах. Нагрузка, конечно, огромная, но артисты к творческим испытаниям готовы.
Программа с поэтичным названием «Сонет российского звучания» создавалась специально для фестиваля. По словам Екатерины Федоровны, основная задача коллектива — представить зарубежным слушателям лучшие образцы русского традиционного искусства и самобытность сибирской культуры.
— Мы везем большую коллекцию костюмов и реквизита, — говорит Ковалева. — В программу вошли яркие самобытные номера с сибирским колоритом. Например, «зимний блок» — это игры, забавы, песни. Ведь у европейцев Сибирь прежде всего ассоциируется с зимой, холодом, медведями. Кстати, медведей у нас будет двое. Это вовсе не косолапые недотепы, а элегантные и сильные медведи-интеллектуалы.
Помимо этого в реквизите есть корзина с золотыми шишками, лисьи меха, сибирские шали. Кстати, сейчас мы работаем над новой коллекцией костюмов, эскизы к которой подготовил новосибирский кутюрье Виктор Феоктистов. Кроме того, известный дизайнер одежды Ольга Бузыцкая также дала согласие работать над коллекцией сценических костюмов. Когда сильна и профессиональна команда, когда отзывчивы партнёры и лояльны властные структуры, даже непростая общественная и социальная обстановка не может тормозить творческих проектов коллектива.
Ася Шумилова