Вселенная русской культуры

1 апреля в 12:07

Несколько лет назад Новосибирская область получила прекрасный подарок — Государственное автономное учреждение культуры «СИБИРЬ-КОНЦЕРТ», единственную за Уралом концертную площадку, представляющую лучшие образцы профессионального национального искусства народов России и мира.

Заметим, что в подобной концепции в нашей стране работает ещё только одна организация — Московский государственный академический театр «Русская песня» Надежды Бабкиной.
К 85-летию региона концепция проекта окончательно обрела международный масштаб. Сегодня «СИБИРЬ-КОНЦЕРТ» под брендом традиционной русской культуры объединяет в своих уникальных проектах лучшие российские и зарубежные профессиональные национальные коллективы.

LT: Екатерина Фёдоровна, в структуре «СИБИРЬ-КОНЦЕРТА» знаковым коллективом является Сибирский русский народный хор как бренд русской культуры, существование которого определяет смыслы деятельности вашей организации. Что, впрочем, не мешает развивать и чисто академический формат Новосибирского хора молодёжи и студентов. Вы будто предугадали ситуацию, когда людям вдруг потребуется увидеть и понять, что представляет собой сегодня вся палитра нашей национальной культуры.

ЕКАТЕРИНА КОВАЛЁВА:Я думаю, что мы действительно опередили общественный запрос на несколько лет. Нам удалось создать мультимедийную структуру, охватывающую разные целевые группы и транслирующую исконные ценности великодержавной многонациональной России. Мы говорим с нашим зрителем языком традиционной песни, музыки и танца и представляем на нашей площадке разные жанры театрального искусства, ориентированные на аутентичность великой русской культуры. Наступило прекрасное время, когда эта мощная объединяющая сила не просто востребована – она стала трендом! Посмотрите, какие идеи транслирует сегодня профессиональное творческое сообщество: гениальные дети, играющие классическую музыку в рамках Транссибирского арт-фестиваля, студенты Новосибирской консерватории, блистающие на международных конкурсах, национальные традиционные коллективы, исполняющие песни своей великой родины на фестивалях музыкального искусства — это всё то высокое, нравственное, талантливое, что представляет генетический код нашего народа в его бесконечном многообразии. Возьмите любые актуальные выставки, музейные экспозиции, театральные постановки — вы увидите, что идея подлинной духовности русской культуры и русской нации отражена в каждом художественном продукте, которые формирует наша культурная среда. Сегодня отечественная культура представляет собой сложившийся комплекс учреждений, профессиональных коллективов и смыслов, обеспечивающих ментальное единство внутри нашей страны и работающих на укрепление её внешних связей.

И «СИБИРЬ-КОНЦЕРТ» под знаменем Сибирского хора — одна из значимых составляющих этого комплекса.

Во всяком случае, серьёзный игрок на гастрольной карте России: концертный зал на 650 мест, полный арсенал художественных и технических средств, творческие связи во всех жанрах искусства. Всё это позволяет нам неизменно удивлять нашего искушённого зрителя разнообразием гастрольных проектов. Так, в ближайшее время Сибирский хор поедет в гастрольный тур, приуроченный к 85-летию Новосибирской области и выступит в главном народном театре России «Русская песня». А Хор молодёжи и студентов представит регион на фестивале «Молодые голоса» в Нижнем Новгороде. Совсем недавно на нашей сцене, не побоюсь этого слова, отгремел II Региональный фестиваль хорового искусства «Поёт молодёжь Сибири», объединивший 16 юношеских и молодёжных коллективов со всего региона. Потрясающей красоты событие, где каждое произведение звучало как признание молодых исполнителей в любви к своим многовековым, чрезвычайно эстетичным и возвышенным духовным традициям. Только вдумайтесь: разница между народным и академическим жанрами лишь в манере исполнения, а суть и смыслы, заключённые во всём нашем великом русском искусстве, абсолютно идентичны – вот она, удивительная, парадоксальная природа нашего чувства мира! Кстати, этот год, объявленный Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, особенно насыщен фестивальными событиями. Впереди у нас продолжение областного фестиваля «Песни великого края», осенью состоится фестиваль, объединяющий регионы Сибирского федерального округа, «Золотая коллекция Сибири», его особенность заключается в том, что своё искусство здесь представляют профессиональные коллективы – носители этнических языков. И, наконец, в декабре — наш именной международный фестиваль «Царица песня», который проходит раз в два года. Репертуарное многообразие этого фестиваля очень льстит нашей аудитории, которая любит разную песню: и городской романс, и шлягерную классику, и лирику военных лет. «Царица песня» как раз охватывает всю музыкальную палитру — от высокотехнологичных песенных шоу до оперных арий в исполнении солистов столичных театров. И это всегда исключительно профессиональный продукт, который несёт в себе национальные ценности России. Данную позицию мы обозначаем как на своей площадке, так и во всех проектах, где «СИБИРЬ-КОНЦЕРТ» сотрудничает с ведущими учреждениями музыкальной культуры, библиотеками, музеями — словом, степень нашей интеграции в межрегиональную культуру и влияния на неё на самом деле существенна.

Нам удалось создать мультимедийную структуру, охватывающую разные целевые группы и транслирующую исконные ценности великодержавной
многонациональной России
И ещё один нюанс: от эффективности работы «СИБИРЬ-КОНЦЕРТА» как прокатной гастрольной площадки во многом зависит развитие Сибирского русского народного хора — коллектива, исполняющего серьёзные представительские функции на федеральном и международном уровнях. Да, на гастроли мы везём с собой 750 кг груза, но по-другому просто не может быть. Русское искусство очень выразительно, и чтобы оно стало читабельным для людей, не владеющих нашим языком, мы должны подавать его как «русское шоу», впечатляющее богатством сюжетов и образов. Когда нас спрашивают, нельзя ли костюмов шить поменьше, а кокошники делать попроще, я отвечаю: нельзя! Потому что в концертной программе мы должны представить всю палитру сибирской ментальности, создавая тем самым глубинный образ российского характера. Эти затраты необходимы, чтобы мы могли достойно нести статус имиджевого государственного коллектива на самых престижных сценах России и мира. Например, в Сирии, в Дамасской опере, где в прошлом году нашей аудиторией были представители дипломатических служб сильнейших мировых держав. Реакция зрителя на выступление Сибирского народного хора — для нас вполне предсказуемая — на этот раз, признаюсь, была несколько неожиданной: настолько мощные эмоции мы получили от международного политического истеблишмента. Что ж, тем убедительнее выглядел очередной пример нашей представительской миссии. Хотя примеров таких немало: как мы принимаем на своей сцене лучшие коллективы России, Белоруссии, Армении, Монголии и других стран, так и Сибирский русский народный хор неизменно оправдывает сделанную на него ставку по развитию культурных и дипломатических связей внутри страны и за рубежом.

Государство помогает вам решать эти важнейшие ваши задачи?

А как же — мы ведь подведомственная организация, работающая в бюджетной системе. Но мне хотелось бы подчеркнуть, что в последние годы мы нашли понимание значения внутренней и внешней культурной дипломатии на самых высоких уровнях власти. Мы ощущаем, что полностью встроены в стратегию национального развития и выполняем функцию, заложенную государством. Не могу не похвастать поддержкой в части предстоящей реконструкции здания «СИБИРЬ-КОНЦЕРТА»: мы живём в понимании важности нашей деятельности, и это очень ценно.

А стоят ли, в свою очередь, перед вами какие-либо государственные задачи: например, поднимать у населения патриотический дух?

Каждое выступление под брендом русской культуры на сцене «СИБИРЬ-КОНЦЕРТА», будь то Хор имени Пятницкого, театр танца «Сибирский калейдоскоп» Кемеровской филармонии, Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга или наши академические коллективы — это всегда призыв «Мы за Отечество, мы за Россию!» Как только начинается посягательство на наши национальные ценности, мы все должны заволноваться: не допели песен, не дочитали монологов, не досняли фильмов. Возвращаясь к Сибирскому хору, хочу сказать, что единство нации – это ключевой фактор государственной безопасности, и очень правильно, что в советские времена жанр профессионального народного искусства назначили рупором государственной идеологии. Только в народном творчестве сохранилась ещё правдивая, неотштрихованная история нашей страны. По сути, это способ разговора с народом на его языке, по законам вековой гармонии нашей культуры – её образности, глубины, аутентичности. Неважно, на чьей сцене мы выступаем — в дружественной Белоруссии, где зал стоя рукоплещет Сибирскому хору, или в ментально закрытой Европе, где невероятная сила русского народного искусства вызывает сначала оторопь, потом уважение и, наконец, поклонение. На каждом концерте я испытываю гордость за талантливый русский народ, когда наш творческий коллектив наполняет зал своей ошеломляющей энергией, когда артисты и зрители поют, танцуют, смотрят, слушают, дышат в едином понимании значимости происходящего. Лично я называю это воплощённым величием нашей страны, а вообще — это и есть патриотизм самой чистой воды, чувство, понятное и близкое каждому человеку. Так что огромная ценность нашего искусства как раз заключается в том, что нам не надо агитировать зрителя: на наших концертах он визуально и на слух считывает все грани своей национальной идентичности.

Вы говорите о народе и народном искусстве как о высоких понятиях, но сегодня можно встретить и противоположные высказывания. Как сомневающемуся человеку (а таких людей немало) разобраться со своим чувством принадлежности к Родине, к народу?

Мы как народ порождение Вселенной, и сам наш народ — это космос: мы все из народа! Те, кто даёт народу свои жалкие характеристики, пытается отстроиться от него, показаться выше, делают это от скудости мышления и желания хайпануть на горячей теме. Если тебе стыдно за свой народ, это означает только то, что ты не способен обогатиться великой русской культурой, у тебя не получается быть причастным к широте нашей души, к нашей загадочности, к бесконечному брожению нашей мысли… «Умом Россию не понять», — по моему мнению, это аксиома. И я с грустью подозреваю, что именно поэтому, несмотря на все потрясения, выпавшие на долю нашей страны, мы живём и здравствуем, отстаиваем свои позиции и заставляем с нами считаться. Если ты человек думающий, ты самодостаточен, и потому чувство принадлежности к Родине определяется очень просто: я с тобой, моё Отечество. А как иначе?

Текст: Марина Кондратьева

Leaderstoday
Отправить ссылку